библ-инф-центр

Согласовано
председатель общего собрания
работников лицея
___________Е.А.Калашникова
«__»__________2015г.

Утверждаю
Директор МАОУ лицей №1
города Кунгура
____________И.И.Буданова
«__»__________2015г.

Положение
о библиотечно-информационном центре
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
лицея №1 города Кунгура
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение является основой для создания и деятельности
библиотечно-информационного
центра
муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения лицей №1 города Кунгура (далее - БИЦ).
1.2. БИЦ является структурным подразделением муниципального автономного
общеобразовательного учреждения лицей №1 города Кунгура, участвующим в
образовательном процессе в целях обеспечения прав его участников на
бесплатное, оперативное, широкое пользование информационными ресурсами.
1.3. Цели деятельности БИЦ соотносятся с целями общеобразовательного
учреждения: на основе внедрения информационных технологий формирование
общей культуры личности обучающихся и усвоение ими обязательного
минимума
содержания
общеобразовательных
программ,
адаптация
обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, формирование
здорового образа жизни.
1.4. БИЦ руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами
и
распоряжениями
Президента
Российской
Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
приказами Министерства образования и науки РФ и Пермского края, управления
образованием города Кунгура, Уставом образовательной организации,
Положением о БИЦ.
1.5. Деятельность БИЦ основывается на принципах демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
1.6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг
и условия их предоставления определяется Положением о БИЦ.
1.7. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за доступность и
качество информационного обслуживания в деятельности БИЦ.
1.8. Организация обслуживания участников образовательного процесса
производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
1.9. Настоящее Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с
приказом директора образовательной организации.
2. Основные цели и задачи деятельности БИЦ.

2.1. Предоставление участникам образовательного процесса - обучающимся,
педагогическим
работникам,
родителям
(законным
представителям)
обучающихся (далее - пользователям) доступа к информационным
образовательным ресурсам, представленным на различных носителях: бумажных
(книги, журналы, газеты, справочники, энциклопедии, брошюры, монографии,
учебники, учебные пособия, методическая литература и т.п.); магнитных (фонд
аудио- и видеокассет); цифровых (СD-диски); коммуникативных (компьютерные
сети) и иных.
2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания обучающихся,
помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала
через использование информационных технологий.
2.3. Формирование свободного владения навыками независимого пользования
информационными ресурсами: поиск, отбор и критическая оценка информации.
2.4. Совершенствование предоставляемых образовательных услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации процесса
обучения.
3.Основные функции БИЦ.
3.1. Формирует фонд информационных ресурсов образовательной организации:
- комплектует универсальный фонд учебных, художественных, научных,
справочных, педагогических, методических и научно-популярных материалов на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, банками данных
других организаций;
- аккумулирует фонд материалов, создаваемых в образовательной организации
(публикаций и работ педагогических работников, лучших научных работ и
рефератов обучающихся, методических разработок, публикаций СМИ и др.);
- осуществляет размещение, организацию и сохранность материалов.
3.2. Создает информационную базу:
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и ведет бумажный и электронный каталог, базу данных;
- обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
3.3. Осуществляет дифференцированное информационное обслуживание
обучающихся:
- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях в
соответствии с интересами и информационными потребностями обучающихся;
создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на информационные и
коммуникационные технологии; способствует развитию навыков самообучения
(участие в том числе в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах и
т.д.);
- организует обучение и развитие навыков независимого пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с различными видами информации;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе учебной, самообразовательной и досуговой деятельности
обучающихся;

- организует мероприятия, ориентированные на развитие общей культуры
личности, содействует развитию критического мышления, социализации
личности.
3.4. Осуществляет дифференцированное информационное обслуживание
педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
- создает банк педагогической информации как основу единой информационной
службы
образовательной
организации,
осуществляет
накопление,
систематизацию информационной базы по предметам, разделам и темам;
- организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях,
просмотр электронных версий педагогических изданий;
- поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц,
презентаций и т. п.);
- способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры, является базой для проведения практических занятий по работе с
информационными ресурсами;
- содействует членам педагогического коллектива и администрации
образовательной организации в организации образовательного процесса и досуга
обучающихся (просмотр видеофильмов, СD, презентации развивающих
компьютерных программ и т.д.).
4. Организация деятельности БИЦ.
4.1. В БИЦ входят книгохранилище, абонемент и читальный зал для работы с
различными ресурсами, в том числе с мультимедийными, сетевыми и т. п.
4.2. В целях обеспечения модернизации образовательного процесса в условиях
информатизации и компьютеризации и в пределах средств, выделяемых
образовательной организации, с привлечением средств предпринимательской и
иной приносящей доход деятельности, БИЦ обеспечивается:
гарантированным
финансированием
для
комплектования
фондов
информационных материалов;
- необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой и нормативами по охране труда при эксплуатации
компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещений,
коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в
соответствии с требованиями СанПиН;
- современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и
копировальной техникой и необходимыми программными продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования.
4.3. Образовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества БИЦ.
4.4. Ответственность за создание необходимых условий для деятельности БИЦ
несет директор образовательной организации.

4.5. Режим работы определяется в соответствии с Правилами внутреннего
трудового распорядка. При определении режима работы БИЦ предусматривается
выделение санитарного дня (один раз в месяц), в который обслуживание
пользователей не производится.
4.6. В целях наиболее полного использования информационных ресурсов в
работе с обучающимися БИЦ обеспечивается доступом к ресурсам сети
Интернет.
5. Управление БИЦ. Штаты.
5.1. Управление БИЦ осуществляется в соответствии с законодательством и
иными нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и Уставом образовательной организации.
5.2. Общее руководство деятельностью БИЦ осуществляет директор.
5.3. Сопровождение деятельности БИЦ обеспечивает заместитель директора по
учебно-организационной работе.
5.4. Заведующий БИЦ назначается директором.
5.5. Заведующий БИЦ осуществляет деятельность данного подразделения и
несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором,
обучающимися, их родителями (законными представителями) за организацию и
результаты деятельности БИЦ в соответствии с функциональными
обязанностями, изложенными в должностной инструкции, трудовым договором
и Уставом.
5.6. Заведующий БИЦ разрабатывает и представляет директору на утверждение
следующие документы:
- правила пользования БИЦ;
- график работы БИЦ;
- инструкцию по использованию фондов медиатеки, книгохранилища и
абонемента;
- планово-отчетную документацию;
- инструкцию по охране труда в рамках деятельности БИЦ;
- технологическую документацию.
5.7. Расширение штата БИЦ определяется директором.
6. Права и обязанности работников БИЦ.
6.1. Заведующий БИЦ имеет право:
- по согласованию с заместителем директора по учебно-организационной работе
выбирать формы, средства и методы информационного обслуживания
образовательного процесса в соответствии с целями и задачами, указанными в
Уставе образовательной организации и Положении о БИЦ;
- проводить в установленном порядке занятия по развитию навыков
информационной культуры пользователей;
- определять источники комплектования информационных ресурсов;
- определять в соответствии с правилами пользования БИЦ и по согласованию с
родительским собранием (Советом лицея) виды и размеры компенсации ущерба,
нанесенного пользователями БИЦ;

- вносить предложения директору образовательной организации по
совершенствованию оплаты труда, в том числе в части установления надбавок,
доплат и премирования за дополнительную работу, не входящую в круг
основных должностных обязанностей; по компенсационным мероприятиям,
связанным с вредными условиями труда (нормативы работы на компьютере,
вредность условий труда);
- участвовать в управлении образовательной организации в порядке,
определяемом Уставом.
6.2. Заведующий БИЦ обязан:
- обеспечивать пользователям возможность работы с информационными
ресурсами;
- информировать пользователей о видах предоставляемых БИЦ услуг;
- обеспечивать научную организацию работы БИЦ;
- формировать фонды информационных материалов в соответствии с
интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
- совершенствовать информационное обслуживание пользователей;
- обеспечивать сохранность носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
- обеспечивать режим работы БИЦ в соответствии с потребностями
пользователей и режимом работы образовательной организации;
- отчитываться в установленном порядке перед директором;
- повышать свою квалификацию.
7. Права и обязанности пользователей БИЦ.
7.1. Пользователи БИЦ имеют право:
- получать полную информацию о составе фонда БИЦ, информационных
ресурсах и предоставляемых услугах;
- пользоваться справочным аппаратом БИЦ;
- получать консультационную помощь по вопросам поиска и выбора источников
информации;
- получать во временное пользование или для использования в читальном зале
материалы из фонда БИЦ и других источников информации (Интернет,
компьютерные сети);
- участвовать в мероприятиях, проводимых БИЦ;
- получать тематические, фактографические, уточняющие справки на основе
фонда БИЦ;
- получать консультационную помощь по вопросам работы с информацией на
носителях, пользования электронным и иным оборудованием;
- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору
образовательной организации.
7.2. Пользователи БИЦ обязаны:
- соблюдать правила пользования БИЦ;
- бережно относиться к материалам фонда БИЦ, оборудованию, инвентарю;
- поддерживать порядок расположения материалов и оборудования при работе в
БИЦ;
- убедиться при получении материалов БИЦ в отсутствии дефектов, а при их

обнаружении - проинформировать об этом заведующего БИЦ; ответственность
за обнаруженные дефекты в сдаваемых материалах несет последний
пользователь;
- заменять материалы БИЦ в случае их утраты или порчи равноценными либо
компенсировать ущерб в порядке, установленном правилами пользования БИЦ и
согласованном с родительским собранием (Советом лицея);
- возвращать материалы в установленные сроки;
- полностью рассчитаться с БИЦ по истечении срока обучения или работы в
образовательной организации.
8. Порядок пользования БИЦ.
8.1. Порядок пользования БИЦ определяется следующими положениями:
- запись обучающихся в БИЦ производится по списочному составу класса в
индивидуальном порядке; педагогических и иных работников образовательной
организации – согласно штатному списку работников; родителей (законных
представителей) обучающихся, иных граждан – по паспорту;
- перерегистрация пользователей производится ежегодно;
- в специальной форме фиксируются дата выдачи пользователю материалов из
фонда БИЦ, дата их возвращения, время и условия работы с информационными
ресурсами Интернета;
- пользователи могут продлить срок пользования материалами фонда БИЦ, если
на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
8.2. Порядок пользования читальным залом БИЦ определяется следующими
правилами:
- материалы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются;
- организация работы в зале определяется требованиями СанПиН и нормами
охраны труда при работе с компьютерной техникой;
- работа пользователей в зале с установленным оборудованием производится по
графику, утвержденному директором, и в присутствии заведующим БИЦ;
- разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно;
- пользователь имеет право работать с носителями информации после
инструктажа его заведующим БИЦ;
- по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен
обращаться к заведующим БИЦ.
ГРАФИК РАБОТЫ БИЦ
Обслуживание читателей
на абонементе, в читальном зале:
Понедельник – пятница 09.30 – 15.30
Работа с медиаресурсами 09.30 – 15.30
Внутрибиблиотечная работа 09.00 - 09.30; 15.30 – 17.00
Получение материалов на почте 12.00 – 13.00
Последняя пятница месяца – санитарный день.
Положение обсуждено и утверждено на педагогическом совете 12 января 2015 года (протокол № _____).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».