СОГЛАСОВАНО
Начальник
Управления образования
администрации Кунгурского
муниципального округа
Пермского края
"/
:
;
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МАОУ лицея №1 г. Кунгура
/Паршакова О.А.
'■
Л
20
г.
М.П.
Программа развития
МАОУ лицея №1 города Кунгура
«Школа успеха»
на 2022 - 2025 годы
Кунгур, 2022
Содержание Программы развития
1. Паспорт Программы.
2. Введение.
3. Общее описание и анализ текущего состояния образовательной организации.
4. Цели, задачи развития образовательной организации, предполагаемый
результат.
5. Приоритетные направления реализации Программы развития
5.1. Проект «Успешная школа».
5.2. Проект «Успешный учитель».
5.3. Проект «Успешный ученик».
6. Механизм реализации Программы.
2
1. П а с п о р т П р о г р а м м ы р а зв и т и я
Наименование и
статус
программы
развития
Основания для
разработки
Программы
Программа развития МАОУ лицея №1 г. Кунгура «Школа успеха» (далее Программа) является локальным нормативным актом, определяющим
стратегию развития лицея на период 2022-2024 гг. и действия по ее
реализации.
Программа развития опирается на принципы государственной политики в
сфере образования, соотносится с приоритетами и стратегическими
задачами, выделенными в документах международного, федерального,
регионального и муниципального уровней. Главными основаниями для
разработки Программы развития стали:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012 года;
• Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
• Национальный проект «Образование» (2019-2024 гг.), паспорт
проекта утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектами, протокол от
03.09.2018 № 10;
• Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об
утверждении государственной
программы РФ
«Развитие
образования» (2018 - 2025 гг.);
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в
части решения задач и достижения стратегических целей по
направлению «Образование»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
(педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
• Приказ Минобрнауки России от 15.12.2016 № 1598 «Об
утверждении комплекса мер, направленных на систематическое
обновление содержания общего образования на основе результатов
мониторинговых исследований и с учетом современных достижений
науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества,
ориентированности на применение знаний, умений и навыков в
реальных жизненных условиях»;
• Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего образования,
утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 г. № 1897;
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. №
24480;
3
Разработчики
Программы
Сроки и этапы
реализации
Программы
Миссия ОУ
Цель
Программы
Задачи
о Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
о СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» (постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28);
о Устав МАОУ лицея №1 г. Кунгура;
о Локальные нормативно-правовые документы, регламентирующие
деятельность МАОУ лицея №1 г. Кунгура.
Администрация лицея:
о Буданова Ирина Игоревна., директор лицея;
о Вертипрахова Светлана Анатольевна, заместитель директора (МР);
о Сарапульцева Людмила Михайловна, заместитель директора (ВР);
о Шерстобитова Ольга Александровна, заместитель директора (УОР).
Сроки реализации Программы: 3 года (январь 2022г.-декабрь 2024 г.)
Подготовительный (организационный) этап: январь 2022г. - июль 2022г.
Разработка дорожной карты реализации проектов Программы. Обновление
необходимой нормативно-правовой базы, изучение инновационных
управленческих технологий и педагогического опыта для реализации задач
развития лицея, создание творческих групп, подготовка социальных
условий реализации Программы развития.
Основной этап: август 2022г.- август 2024г.
Реализации дорожной карты проектов. Проведение промежуточного
мониторинга реализации Программы с последующей корректировкой в
случае необходимости.
Заключительный (аналитический) этап: сентябрь 2024г. - декабрь 2024г.
Проведение мониторинга реализации Программы, анализ итогов. Сбор,
обобщение и экспертиза методических материалов, разработанных в ходе
реализации проектов. Мониторинг актуального состояния образовательной
организации, выявление перспектив дальнейшего развития.
В лицее создана современная культурно - образовательная среда,
соответствующая требованиям государственной образовательной политики.
Качественное образование, позволяющее выпускникам лицея быть
конкурентоспособными
абитуриентами
вузов
технологического,
гуманитарного, естественнонаучного профилей. Создание ситуации успеха,
психолого-педагогическая поддержка интеллектуального, творческого и
личностного развития каждого ученика. Формирование традиционных
ценностей и качеств личности обучающихся, соответствующих
требованиям современного общества.
Создание условий для обновления культурно - образовательной среды
лицея,
учитывающей
требования
современной
государственной
образовательной политики и обеспечивающей интеллектуальное,
творческое, личностное развитие обучающихся, их социальную успешность
и активность.
Задачи, направленные на достижение указанной цели:
4
Программы
Основные
направления
деятельности
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы
•
обеспечить инновационное развитие образовательной организации в
соответствии с современными трендами и требованиями
государственной образовательной политики;
• обеспечить высокое качество лицейского образования в соответствии
с требованиями ФГОС третьего поколения на уровне ООО;
» обеспечить профильное образование на уровне СОО, которое дает
выпускникам возможность успешного поступления в соответствии с
профессиональными
планами,
позволяет
быть
конкурентоспособными
и
социально
адаптированными
в
современном информационном обществе;
• обеспечить реализацию Программы воспитания, взаимодействие
всех участников образовательного процесса, привлечение
социальных партнеров для решения задач воспитания и развития
обучающихся;
• обновить
систему
работы
с
одаренными
учащимися,
совершенствовать
систему
работы
по
профильному/профессиональному самоопределению обучающихся,
способствовать приобретению лицеистами опыта общественно
значимой деятельности, конструктивного социального поведения;
• внедрить национальную систему профессионального роста
педагогических работников посредством организации непрерывного
дополнительного образования, корпоративного обучения и
наставничества; обеспечить подготовку к аттестации педагогических
кадров с учетом требований профессионального стандарта;
® обеспечить системное обновление и качественное обслуживание
материально-технической базы и помещений лицея в соответствии с
современными требованиями и потребностями образовательного
процесса; стимулировать максимально полное использование
учебного оборудования в образовательном процессе;
• реализовать комплекс мер по формированию положительного
имиджа лицея, сохранению и развитию лицейских традиций.
Реализация программы «Школа успеха» будет осуществляться через
реализацию трех проектов «Успешная школа», «Успешный учитель»,
«Успешный ученик».
Образ будущего:
® в лицее функционирует культурно-образовательная среда,
соответствующая требованиям современной образовательной
политики, запросам социума;
• лицей занимает лидирующие позиции в рейтингах результативности
деятельности
образовательных
организаций
Кунгурского
муниципального округа и Пермского края, имеет положительный
имидж;
® обучающиеся и их родители (законные представители)
удовлетворены качеством образования и достижениями учеников;
5
•
обучающиеся демонстрируют высокие учебные достижения
(результаты внутренних и внешних мониторингов), внеучебные
достижения (имеются победители олимпиад и конкурсов разного
уровня), демонстрируют высокий уровень личностного развития и
социальной активности, высок процент поступления выпускников в
вузы;
® в лицее высококвалифицированный педагогический коллектив,
нацеленный на методическую активность и
инновационное
развитие.
Система
Контроль за выполнением Программы осуществляет администрация и
организации
методический совет лицея.
Мониторинг реализации осуществляется в
контроля за
соответствии с дорожной картой. Данные мониторинга представляются на
выполнением
педагогическом совете, заседании Наблюдательного совета, публикуются на
Программы
сайте лицея.
Источники
Средства
федерального
и
местного
бюджета;
средства
от
финансирования предпринимательской и иной приносящей доход деятельности,
привлеченные
дополнительные
средства (спонсорские средства,
добровольные пожертвования)
Почтовый адрес 617400, Пермский край, г. Кунгур, ул. Октябрьская, д.28
Электронный
Почта: kulicnew_l@mail.ru
Сайт: https://lyceum-kungur.ru
адрес
2. Введение
Требования общества и государства к школе постоянно усложняются и
изменяются. Понимание роли образования как стратегического ресурса
общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных
изменений в образовании. Школа, как основная и самая продолжительная
ступень образования, становится ключевым фактором обеспечения качества
образования, от которого зависит дальнейшая жизненная успешность,
конкурентоспособность и социальная активность каждого человека и общества
в целом.
Программа развития МАОУ лицея №1 г. Кунгура является стратегическим
документом, определяющим пути и основные направления развития
образовательной организации на период с 2022 года до 2024 года. Она
ориентирована на будущее, на реализацию не только сегодняшних, но и
перспективных образовательных потребностей. Программа рассматривается как
инновационный проект, обеспечивающий гарантированный, результативный,
своевременный переход школьного сообщества в новое качественное состояние,
и одновременно - инструмент, обеспечивающий управление им.
Основные функции документа:
6
•
формирование представления о необходимых изменениях в развитии
лицея, которые будут осуществлены за 2022-2024 годы с целью
достижения современного качества образования;
© целевая ориентация и мотивирование деятельности всех участников
образовательных
отношений,
направленные на
успешное
осуществление
проектируемых
изменений
- качество
образовательной деятельности.
В основе разработки и реализации Программы развития школы - ведущие
Положения Государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» (утверждена постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642) и стратегические цели Национального
проекта «Образование», принципы проектного и
государственно
общественного управления, системно - деятельностный и интегративно развивающий
подходы в организации образовательного процесса,
гарантирующие развитие партнерских отношений и творческие инициативы
субъектов образовательных отношений. Выполнение цели и задач происходит в
рамках реализации дорожных карт отдельных проектов, каждый из которых
представляет собой комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий,
нацеленных на решение проблем. Программа развития призвана обеспечить
выполнение миссии лицея и обновление культурно - образовательной среды
лицея, обеспечивающей интеллектуальное, творческое, личностное развитие
обучающихся,
их
социальную
успешность,
активность
и
конкурентоспособность. Результатом реализации проектов является достижение
качества образования, требуемого обществом и государством.
3. Общее описание и анализ текущего состояния образовательной
организации
Школа-лицей образована в 1991 году на базе бывшего филиала
Пермского политехнического института. В 1999 году школа-лицей впервые
аттестована, а 2000 году аккредитована Департаментом образования и науки
Пермской области как МОУ лицей №1. С 2010 года лицей аккредитован по типу
общеобразовательное учреждение по виду лицей. С 2012 года лицей является
муниципальным автономным общеобразовательным учреждением.
Обучение в лицее ведется с 5 по 11 класс, на уровне основного общего
образования реализуется углубленное изучение отдельных предметов, на уровне
среднего общего образования организовано профильное обучение по
направлениям: технологическое, гуманитарное, естественнонаучное.
За годы существования лицея из его стен вышли 2993 выпускника, 462 из
них были награждены медалями «За особые успехи в учении».
7
В 2021-2022 учебном году в лицее обучается 662 человека (22 класса). В
лицее обучаются дети из разных районов города и разных населенных пунктов
Кунгурского муниципального округа.
Сегодня в лицее созданы условия, позволяющие удовлетворить запросы
обучающихся и их родителей:
- в лицее стабильный педагогический коллектив, квалификация которого очень
высока: из 38 основных педагогических работников 26 имеют высшую
квалификационную категорию, 4 - первую; имеют звание «Отличник народного
просвещения Российской Федерации» - 1 учитель, «Отличник просвещения» - 1
учитель; «Почетный работник общего образования Российской Федерации» - 8
учителей; «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» - 3
учителя; «Почетный работник воспитания и просвещения Российской
Федерации» - 7 учителей; «Заслуженный учитель Российской Федерации» - 2
учителя (учитель химии А.К.Петрова, учитель русского языка и литературы
Н.Н.Вергунова);
в педагогическом коллективе создана атмосфера сотрудничества,
взаимопомощи, профессионального развития, заинтересованности в личном и
общем результате;
- учителя лицея - активные участники конкурсного движения: 17 учителей
являются победителями конкурсного отбора лучших учителей в рамках
приоритетного национального проекта «Образование»; ежегодно представители
лицея становятся победителями или призерами муниципального этапа конкурса
«Учитель года», 6 из них становились участникам краевого этапа конкурса, 1 был
призером краевого этапа конкурса; во Всероссийском конкурсе учителей физики
и математики, проводимом фондом «Династия», неоднократным победителем в
номинации «Наставник будущих ученых» становилась А.К. Петрова, учитель
химии; учителя русского языка Н.Н.Вергунова, С.С.Пермякова, учитель
английского языка А.А.Кокош - победители и призеры международной
олимпиады учителей «ПРОФИ»;
- лицей - победитель конкурса инновационных образовательных учреждений в
рамках ПНПО; неоднократный участник рейтинга лучших школ России «Топ500»;
неоднократный
победитель
муниципального
смотра-конкурса
«Образовательное учреждение года»;
- коллектив лицея и отдельные учителя в 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2015,
2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годах были отмечены в рамках реализации
краевых мероприятий по стимулированию педагогических работников по
результатам обучения школьников («Ступени»);
- коллектив лицея работает в инновационном режиме: в 2012 - 2021 годы-работа
в статусе апробационной площадки Пермского края по введению новых
8
стандартов (ФГОС ООО и СОО); 2017-2019 годы года - работа в статусе
апробационной площадки Пермского края по переходу на электронный
(безбумажный) журнал успеваемости; участие в реализации краевых проектов
«Я люблю математику», «Физика в школе», «Шахматы в школе»; с 2020 года освоение Электронной Пермской Образовательной Системы (ЭПОС); с 2021
года - кураторство в федеральном проекте «500+»; с 2008 г. по настоящее время
- деятельность в составе Университетского округа НИУ ВШЭ-Пермь
- в результате участия в инновационной деятельности, в том числе в статусе
апробационной площадки Пермского края по введению ФГОС, коллектив имеет
опыт деятельности в парадигме системно-деятельностного подхода;
- ежегодно педагоги лицея повышают свою квалификацию; обучение по ФГОС
прошли 100% педагогов;
- педагоги лицея используют в образовательном процессе современные
образовательные технологии: информационно-коммуникационные, проблемно
диалогического обучения, развития критического мышления при чтении и
письме, проектный метод и т.д.;
выпускники
лицея
показывают
стабильно
высокие
результаты
государственной итоговой аттестации по программам основного общего и
среднего общего образования; средние баллы по лицею выше краевых и
российских: в 2021 году средний тестовый балл ЕГЭ по математике профильного
уровня - 67,6 (по Пермскому краю - 61,8), по русскому языку - 80,4 (по
Пермскому краю - 74,2), по физике - 59,8 (по Пермскому краю - 56,4), по химии
-6 1 ,5 (по Пермскому краю - 58,6), по информатике - 79,2 (по Пермскому краю
- 67,5), по биологии - 57 (по Пермскому краю - 54), по истории - 59,6 (по
Пермскому краю - 57), по обществознанию - 66,5 (по Пермскому краю - 61).
- с 2005 года 42 выпускника 11 классов набрали 100 баллов на ЕГЭ по русскому
языку, математике, информатике, физике, истории, химии, географии,
литературе; среди них в 2019 году 2 выпускника 11 классов набрали 200 баллов
на двух ЕГЭ;
- с 2012 года 514 выпускников набрали 225 и более баллов по трем предметам
ЕГЭ;
- более 85% выпускников ежегодно поступают в высшие учебные заведения,
подавляющее большинство (более 90% )- на бюджетной основе;
- научное общество учащихся является важной частью лицейской жизни;
ежегодно 15%-25% учащихся 5-11 классов представляют свои рефераты и
проекты на муниципальном конкурсе учебно-исследовательских работ
учащихся, более 50% из них становятся победителями и призерами; ежегодно
представители лицея участвуют в краевых конкурсах исследовательских работ
9
учащихся «Дерзание», «Прикладные и фундаментальные вопросы математики и
физики» и др.;
- в лицее сложилась эффективная система подготовки к олимпиадам и
интеллектуальным конкурсам; за последние годы 59 участников были
участниками очного регионального этапа всероссийской олимпиады
школьников, 8 становились победителями и призерами краевого этапа
всероссийской олимпиады школьников; среди лицеистов - победители и
призеры краевой многопредметной олимпиады ПГНИУ «Юные таланты»,
Межрегиональной олимпиады НИУ ВШЭ «Высшая проба», межвузовских
олимпиад МГУ, МИФИ, УрФУ;
- успехи лицеистов отмечены органами государственной власти: за последние
годы 16 лицеистов получили премию Губернатора Пермского края «Юные
дарования Прикамья» в номинациях «Интеллект», «Спорт», «Творчество»; 45
лицеистов награждены нагрудным знаком «Гордость Пермского края» в
номинациях «Интеллект», «Искусство и культура», «Физическая культура и
спорт»; одна ученица дважды получила премию Президента «Поддержка
талантливой молодежи»;
- в лицее созданы условия для развития личностных качеств детей, для их
самовыражения
и
самореализации;
работают
органы
ученического
самоуправления; создаются новые и поддерживаются традиции: Лицейский бал,
Дни самоуправления, Посвящение в лицеисты, Праздник Знаний, церемония
награждения «Будущее начинается здесь и сейчас», конкурсы «Ученик года» и
«Выпускник года», конкурс песен на иностранных языках и др.;
- налажена система целенаправленной работы с родителями (законными
представителями) обучающихся, что позволяет сделать их участниками
образовательного процесса, более эффективно решать воспитательные задачи.
Формы работы с родителями: участие в профориентационных мероприятиях,
организация совместных праздников, образовательных экскурсий, поездок,
общешкольные и классные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
родительский
лекторий,
встречи
родителей
с
представителями
правоохранительных служб ОДН, КДН и ЗП, ГИБДД, представителями
прокуратуры по вопросам профилактики; участие родителей в педагогическом
консилиуме,
заседании
Совета
профилактики,
индивидуальное
консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогов и
родителей; информирование и взаимодействие и родителями посредством
электронного журнала, лицейского сайта, сообществ в социальных сетях.
- налажено социальное партнерство лицея с муниципальными органами власти,
учреждениями общего и дополнительного образования, культуры, спорта,
социальной сферы, общественными организациями: Кунгурская городская дума,
10
УВД, ОДН, ГИБДД, Кунгурский городской суд, Центр занятости населения,
Кунгурское телевидение, общественно - политическая газета «Искра»,
Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей - заповедник,
Кунгурский городской архив, Духовно-просветительский центр, библиотеки
города, Театр юного зрителя г. Кунгура, другие образовательные организации,
учреждения культуры и дополнительного образования города. С целью
профориентации и развития обучающихся, лицей сотрудничает с вузами
г. Перми: ПГГПУ, ПГНИУ, ПНИПУ, НИУ ВШЭ, ПГФА, ПГМУ, ПГАТУ. Решая
задачи повышения квалификации педагогов, лицей взаимодействует с ПРО ПК
в статусе базовой школы, является активным участником Университетского
округа НИУ ВШЭ.
- сформирована значительная материально-техническая база: наличие
автоматизированных рабочих мест учителя в каждом кабинете, возможность
выхода в интернет в каждом кабинете, в библиотеке; создана общелицейская
локальная сеть; кабинеты оборудованы интерактивными досками; в
распоряжении учителей электронные образовательные ресурсы, виртуальные
лаборатории, комплект для занятий робототехникой; оборудованы два
компьютерных класса, два лингафонных кабинета; в лицее функционируют
тренажерный зал, актовый зал и читальный зал с мультимедийным
оборудованием;
- функционирует сайт лицея, официальная страничка в VK; ресурсы содержат
требуемые
законодательством
материалы,
несут
информационно
коммуникационную, просветительскую функцию, оперативно отражают
события лицейской жизни.
В то же время можно выделить ряд проблем, осложняющих
образовательный процесс:
- средний возраст педагогов 50 лет, многие педагоги сложно адаптируются к
изменяющимся условиям и новым требованиям;
- молодые учителя, влившиеся недавно в педагогический коллектив, имеют
большой потенциал, стремление к саморазвитию, но требуют значительной
методической поддержки, наставничества;
недостаточно эффективно используется материальная база предметных
кабинетов, средства ИКТ;
загруженность учителей разными видами деятельности ведет к
профессиональному выгоранию; большая нагрузка учителей не позволяет в
полной мере реализовать индивидуальный подход, учет особенностей личности
каждого обучающегося;
требует совершенствования организация системы мониторингов уровня
подготовки и социализации школьников, необходимо формирование системы
11
мониторинга метапредметных результатов обучения, многоуровневой оценки
учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
- в лицее нет начальной школы, дети приходят в лицей из разных школ
Кунгурского
муниципального
округа;
это
затрудняет
установление
преемственности между уровнями образования;
- учащиеся лицея живут в разных микрорайонах города, а некоторые - в других
населенных пунктах; это затрудняет организацию воспитательных мероприятий
и общения;
- блок программ дополнительного образования не в полной мере удовлетворяет
интересы лицеистов;
- в основной школе не все учащиеся готовы сделать осознанный выбор
направления дальнейшего образования.
На основе анализа результатов реализации прежней Программы развития
и результатов самообследования школы составлена матрица SWOT - анализа
(таблица 1).
Таблица 1. Матрица SWOT- анализа потенциала развития школы.
Факторы,
обеспечиваю
щие
развитие
школы
Качество
образования
SWOT - анализ
8(сильная
сторона)
W (^ a6an сторона)
О
(благоприятны
е возможности)
Т(риски)
Выполнение
муниципального
задания.
Стабильные
высокие результаты
ОГЭ, ЕГЭ, ВПР,
мониторингов.
Высокий процент
поступления
в
вузы.
Высокий уровень
воспитанности,
низкий
уровень
правонарушений
обучающихся.
Удовлетворенность
образовательным
процессом детей и
родителей
более
90%.
Трудности
профессионального
самоопределения
выпускников
основной школы,
трудности
социальной
адаптации
отдельных
выпускников
старшей школы.
Низкая учебная
мотивация, низкий
уровень
самостоятельности
отдельных
учащихся.
Создана
комфортная
образовательная
среда
лицея,
направленная на
успех
и
поддержку
каждого
обучающегося.
Реализуются
государственные
проекты
и
инициативы,
направленные на
развитие
образования
в
соответствии с
современными
требованиями.
Завышенные
запросы
социума,
изменяющийся
контингент
обучающихся.
Частые
изменения
государственных
требований
приводят
к
нестабильности
и
снижению
качества
образования.
12
Организация
Наличие ООП,
Ограниченные
образовательн реализующей
возможности
требования ФГОС
ого процесса
дополнительного
на уровне
образования и
основного и
спектра
внеурочной
среднего общего
образования.
деятельности на
Реализация
базе 0 0 .
Отсутствие
профильного
обучения на уровне возможности
внедрения
СОО.
Наличие
индивидуальных
Программы
образовательных
воспитания.
программ.
Система
Трудности
внеурочной
организации
деятельности,
эффективных форм
направленная на
образовательной
развитие
деятельности в
способностей и
рамках
возможностей
противоковидных
обучающихся.
ограничений.
Кадровое
Наличие у 98%
Недостаточно
обеспечение
педагогов
высокие
темпы
деятельности профессионального внедрения
ИКТ
образовательн образования,
технологий.
ой
высокий процент
Большая загрузка
категорийных
педагогов приводит
организации
педагогов.
к
низкой
Своевременное
методической
повышение
активности,
квалификации.
трудностям
Опыт
организации
инновационной
наставничества
деятельности в
молодых педагогов.
рамках краевых и
федеральных
проектов.
Быстрое старение
Материально Наличие
необходимой
технических и
-техническое
материальноиных средств
обеспечение
обучения,
деятельности технической базы
отсутствие
образовательн для реализации
ой
ООО на уровне
возможности
о р га н и за ц и и
ОСНОВНОГО и
своеврем ен ного
обновления средств
Использование
возможностей и
ресурсов
сетевых
партнеров,
дистанционных
форм обучения.
Индивидуализац
ия образования
через
профилизацию.
Снижение
эффективности
образовательной
деятельности в
дистанционном
режиме.
Трудность
реализации
индивидуальног
о подхода в
условиях
большой
загруженности
педагогов.
Наличие
системы
методической
работы в 0 0 , в
том
числе
с
новыми
педагогами.
Активная работа
в
составе
методической
сети города и
края.
Быстрое
«старение»
педагогических
кадров. Дефицит
педагогических
кадров.
Расширить
возможности
позволят
ресурсы
социальных
партнеров,
Социальноэкономическая
ситуация может
повлечь за собой
сокращение
финансирования
грантовы е
отдельны х
13
среднего общего
образования.
Наличие доступа
педагогов и
обучающихся к
средствам ИКТ
(компьютеры,
печатная техника,
высокоскоростной
интернет).
Действует
Система
управления
высококвалифицир
образовательн ованная
ой
управленческая
организацией команда,
обеспечивающая
высокую
результативность
работы школы.
Коллегиальные
органы
(педагогический
совет,
наблюдательный
совет, общее
собрание
работников)
поддерживают
администрацию,
решают отдельные
направления
организационных
задач.
ИКТ, библиотеки,
учебной
литературы и пр.
средства
проектов.
программ
и
проектов.
Снижение
подушевого
финансирования
Большая нагрузка
членов
управленческой
команды и
педагогов не
позволяет
разрабатывать и
внедрять новые
проекты. Педагоги
не проявляют
высокой
активности и
самостоятельности
в решении
организационных
задач.
Развитие
системы
делегирования
полномочий
в
педагогическом
коллективе.
Изучение
и
использование
эффективных
управленческих
технологий.
Повышение
эффективности
государственно
общественного
управления 0 0 .
Увеличение
потока
управленческих
задач,
мониторинговых
мероприятий,
отчетной
документации в
условиях
ограниченности
временных
ресурсов может
привезти к
большой
перегрузке
администрации,
снижению
эффективности
деятельности.
Вывод: в лицее функционирует образовательная среда, позволяющая
добиваться высоких образовательных результатов обучающихся. При
реализации миссии школы имеются трудности и проблемы, но педагогический
коллектив обладает достаточным потенциалом для их преодоления и развития
лицея в соответствии с актуальными целями и задачами.
Для эффективного решения обозначенных проблем разработана
Программа развития МАОУ лицей №1 города Кунгура на период с 2022 по 2024
годы.
14
4. Цель и задачи развития образовательной организации, предполагаемые
результаты.
Ц ель развития образовательной организации:
Создание условий для обновления культурно - образовательной среды лицея,
учитывающей требования современной государственной образовательной
политики и обеспечивающей интеллектуальное, творческое, личностное
развитие обучающихся, их социальную успешность и активность.
о
о
о
о
Задачи, направленные на достижение указанной цели:
обеспечить инновационное развитие образовательной организации в
соответствии с современными трендами и требованиями государственной
образовательной политики;
обеспечить высокое качество лицейского образования в соответствии с
требованиями ФГОС третьего поколения на уровне ООО;
обеспечить профильное образование на уровне СОО, которое дает
выпускникам возможность успешного поступления в соответствии с
профессиональными планами, позволяет быть конкурентоспособными и
социально адаптированными в современном информационном обществе;
обеспечить реализацию Программы воспитания, взаимодействие всех
участников образовательного процесса, привлечение социальных
партнеров для решения задач воспитания и развития обучающихся;
© обновить систему работы с одаренными учащимися, совершенствовать
систему работы по профильному/профессиональному самоопределению
обучающихся,
способствовать приобретению
лицеистами опыта
общественно-значимой деятельности, конструктивного социального
поведения;
о внедрить
национальную
систему
профессионального
роста
педагогических работников посредством организации непрерывного
дополнительного
образования,
корпоративного
обучения
и
наставничества; обеспечить подготовку к аттестации педагогических
кадров с учетом требований профессионального стандарта;
о обеспечить системное обновление и качественное обслуживание
материально-технической базы и помещений лицея в соответствии с
современными требованиями и потребностями образовательного
процесса; стимулировать максимально полное использование учебного
оборудования в образовательном процессе;
© реализовать комплекс мер по формированию положительного имиджа
лицея, сохранению и развитию лицейских традиций.
15
Предполагаемые результаты (образ будущего):
® в
лицее
функционирует
культурно-образовательная
среда,
соответствующая требованиям современной образовательной политики,
запросам социума;
© лицей занимает лидирующие позиции в рейтингах результативности
деятельности образовательных организаций округа и края, имеет
положительный имидж;
о обучающиеся и их родители (законные представители) удовлетворены
качеством образования и достижениями учеников;
© обучающиеся демонстрируют высокие учебные достижения (результаты
внутренних и внешних мониторингов), внеучебные достижения (имеются
победители олимпиад и конкурсов разного уровня), демонстрируют
высокий уровень личностного развития и социальной активности, высок
процент поступления выпускников в вузы;
• в
лицее
высококвалифицированный
педагогический
коллектив,
нацеленный на методическую активность и инновационное развитие.
5. Приоритетные направления реализации Программы развития.
5.1. Проект «Успешная школа».
Цель: создание условий для обновления культурно - образовательной среды
лицея,
учитывающей
современные
требования
государственной
образовательной политики и обеспечивающей высокое качество лицейского
образования.
Задачи:
© обеспечить инновационное развитие образовательной организации в
соответствии с современными трендами и требованиями государственной
образовательной политики;
© создать условия для достижения высокого качества лицейского
образования,
обеспечивающего
выполнение
социального
и
государственного заказа, конкурентоспособность выпускников в условиях
постоянно изменяющегося социума;
® обеспечить преемственность в преподавании предметных линий, уровней
образования, соблюдение единых требований к обучению и оцениванию;
• создать условия для перехода на новый ФГОС ООО;
о создать условия для постоянного совершенствования профессиональных
компетенций педагогов путем организации системной методической
работы, наставничества;
16
• организовать работу по привлечению молодых педагогов, по созданию
кадрового резерва в условиях «старения» педагогического коллектива;
о обеспечить системное обновление и качественное обслуживание
материально-технической базы и помещений лицея в соответствии с
современными требованиями и потребностями образовательного
процесса;
о стимулировать
максимально
полное
использование
учебного
оборудования в образовательном процессе;
© активизировать привлечение дополнительных внешних ресурсов, новых
социальных партнеров;
© принять комплекс мер по укреплению имиджа лицея.
Основные направления деятельности:
о обеспечить
организационное,
информационное,
методическое
сопровождение перехода на ФГОС ООО третьего поколения;
° обеспечить полное выполнение образовательной программы: организацию
образовательного процесса в основной школе по программам
углубленного изучения отдельных предметов, в старшей школе профильное
обучение
технологической,
гуманитарной
и
естественнонаучной направленности; реализацию программ внеурочной
деятельности и работу групп дополнительного образования;
о развивать и углублять связи лицея с инновационными образовательными
организациями, учреждениями и предприятиями с целью реализации задач
воспитания и развития обучающихся, повышения квалификации
педагогов;
о организовать участие лицея в конкурсах, проектах, инициативах с целью
развития образовательной организации и привлечения грантовых средств;
© поддержание и дальнейшее формирование лицейских традиций.
Ожидаемые результаты :
о лидирующие позиции в рейтингах результативности деятельности,
положительный имидж лицея (лицей отмечен в рейтингах различного
уровня, входит в список лучших 0 0 Пермского края, отмечен в краевом
проекте «Ступени»);
© стабильно высокие показатели ГИА, ВПР, мониторингов (показатели
выше краевых и общероссийских по большинству позиций);
о высокие
показатели
распределения
выпускников
(в
вузы
на
специальности, соответствую щ ие проф илю обучения, поступило не менее
85% выпускников);
17
® стабильные показатели учебной деятельности: успеваемость, качество,
результаты промежуточной аттестации и пр. (100% обучающихся
справились с образовательной программой, получили документ об
образовании);
• обновление образовательного процесса в соответствии с новыми
требованиями (своевременно осуществлен переход на новый ФГОС в
соответствии с нормативными документами);
® повышение информационной открытости школы (своевременное
обновление сведений на сайте лицея и на странице в VK, статьи в СМИ о
деятельности лицея не менее 1 раза в год);
• рост количества партнеров социума, участвующих в реализации программы
школы (оформлены договоры о социальном партнерстве не менее чем с 3
организациями);
• удовлетворенность учащихся
и их родителей деятельностью
образовательного организации и результатами обучающихся (не менее
85%).
5.2. Проект «Успешный ученик».
Цель: создание условий для интеллектуального, творческого, личностного
развития обучающихся, их социальной успешности и активности.
Задачи:
» спроектировать и внедрить комплекс мер по созданию ситуации успеха для
обучающихся;
© сформировать модель выпускника в соответствии с социальным заказом и
современными представлениями о важнейших свойствах и качествах
личности, необходимых для профессиональной деятельности и жизни в
социуме;
• реализовать новую Программу воспитания;
© разработать и внедрить модель деятельности по выявлению и развитию
одаренных учащихся;
• обновить систему внеурочной деятельности и дополнительного
образования, в том числе с привлечением внешних ресурсов;
• совершенствовать систему работы по профильному/профессиональному
самоопределению обучающихся с целью формирования обоснованных
профессиональных планов и намерений;
• способствовать приобретению лицеистами опыта общественно-значимой
деятельности, конструктивного социального поведения;
в обеспечить систематическое повыш ение квалиф икации педагогов по
вопросам
индивидуализации
обучения,
развития
способностей,
18
формирования мотивации обучающихся, применения современных форм
и методов работы с одаренными детьми.
Основные направления деятельности:
• реализация модулей Программы воспитания («Школьный урок»,
«Классное руководство», «Работа с родителями», «Курсы внеурочной
деятельности», «Профориентация», «Самоуправление», «Ключевые
общешкольные
дела»,
«Детские
общественные
объединения»,
«Экскурсии, экспедиции, походы», «Правовое просвещение») в урочной и
внеурочной деятельности на уровне отдельных классных коллективов и
лицея в целом;
• разработка новых методических продуктов (моделей, курсов, программ,
сценариев мероприятий и пр.), направленных на развитие способностей и
личностных качеств обучающихся;
© внедрение модели работы с одаренными
индивидуального подхода к образованию;
детьми
на
основе
• реализация новых программ внеурочной деятельности (мероприятия,
учебные практики, работа кружков, объединений и пр.), направленных на
развитие обучающихся, в том числе на формирование функциональной
грамотности и социальной успешности;
о привлечение социальных партнеров для реализации задач развития
обучающихся, профориентации, формирования социальной активности;
о организация повышения квалификации педагогов по теме проекта в
разных форматах (курсовая подготовка, конференции, семинары и пр.) и
последующее сопровождение процессов использования новых технологий
работы.
Ожидаемые результаты:
© наличие устойчивого профессионального плана у 9-классников, высокие
показатели краевого мониторинга профессиональных намерений
обучающихся (не менее 80% 9-классников имеют высокие показатели);
• наличие обоснованных профессиональных намерений у выпускников
лицея, высокие показатели адаптации в новых условиях обучения (не
менее 90% 11-классников имеют обоснованные профессиональные
планы);
© высокие показатели реализации Программы воспитания, мониторингов
социально-психологических качеств личности лицеистов (Программа
воспитания реализована в соответствии с дорожной картой, результаты
мониторинга СПТ не ухудшаются);
19
•
высокие показатели мониторингов сформированности функциональной
грамотности обучающихся (показатели выше среднестатистических, не
менее 85% обучающихся имеют показатели среднего и высокого уровней);
• активизация работы с одаренными учащимися, проведены намеченные
мероприятия учителя демонстрируют мотивационную готовность к работе
с одаренными детьми, появление новых форм работы по развитию
способностей и качеств обучающихся (оформлены методические
разработки, ежегодно представление опыта);
• увеличение количества участников, победителей и призеров рейтинговых
интеллектуальных
конкурсов
(рост
количества
участников
интеллектуальных и творческих рейтинговых мероприятий на 5%, наличие
победителей и призеров);
© организация участия в социальных проектах, акций, мероприятий
волонтерской направленности (ежегодно новый опыт участия не менее чем
в одном мероприятии);
5.3. Проект «Успешный учитель».
Цель: создание условий для непрерывного профессионального развития
педагогов с целью выполнения современных требований и достижения высокого
качества лицейского образования.
Задачи:
о создать ситуацию успеха для педагогов лицея (возможность проявить
свои знания и способности, опыт педагогической деятельности);
® внедрить профессиональный стандарт «Педагог» для должностей
учитель, психолог, социальный педагог;
• организовать повышение квалификации педагогов в разных форматах и
на разном уровне (институциональном, муниципальном, краевом);
• обновить систему методической работы по повышению квалификации
педагогических кадров, внедрить современные форматы корпоративного
обучения и трансляции опыта;
© организовать эффективную систему наставничества молодых педагогов,
систему сопровождения адаптации новых учителей лицея;
Основные направления деятельности:
• реализовать мероприятия по выполнению профессионального стандарта
«Педагог»;
© принять участие в мероприятиях Национальной системы учительского
роста, организовать подготовку в новой форме аттестации;
© организовать систематическую курсовую подготовку в соответствии с
нормативными требованиями и индивидуальными запросами педагогов;
20
• реализовать программу наставничества для молодых педагогов и новых
учителей;
• организовать
школу
непрерывного
корпоративного
обучения,
направленного на совершенствование предметных, методических,
цифровых компетенций педагогов;
• организовать работу временных творческих групп по освоению
современных педагогических технологий, по разработке эффективных
методов, приемов, процедур развития и оценки способностей
обучающихся, по иным актуальным вопросам педагогической практики;
® организовать методические мероприятия по изучению, обобщению и
трансляции передового педагогического опыта;
® вести
качественный
мониторинг
успешности
педагогов,
их
индивидуальных запросов и актуальных потребностей;
• организовать мероприятия по укреплению положительного микроклимата
в коллективе, поддержанию психологического, физического здоровья,
профилактике выгорания.
Ожидаемые результаты:
• стабильно высокий уровень лицейского образования как показатель
качества работы учителя;
© психологически
комфортная,
эмоционально
положительная
образовательная среда лицея (отсутствие необоснованных жалоб
родителей обучающихся, отсутствие конфликтов в педагогической среде,
отсутствие необоснованного оттока кадров);
• рост профессиональной компетентности молодых педагогов (реализация
программы саморазвития не менее чем на 80% у всех молодых педагогов);
• повышение ИКТ — компетенций
педагогов, рост целесообразного
использования цифровых инструментов в образовательном процессе
(использование не менее 80% педагогами не реже 1 раза в четверть);
© изучение актуальных требований к образованию, в том числе в связи с
введением
новых
ФГОС,
освоение
педагогами
современных
образовательных технологий, рост их использования в образовательном
процессе (действуют ВТГ по освоению новых технологий с составом не
менее 50% педагогов);
• повышение творческой активности педагогов, увеличение количества
участников профессиональных конкурсов, методических мероприятий, в
том числе в формате представления собственного педагогического опыта
(не менее 50% педагогов ежегодно представляют свой опыт);
• успешная аттестация педагогов, участие в процедурах мониторинга
предметных и методических компетенций (прохождение аттестации в
21
соответствии с графиком, участие в процедурах мониторинга не менее 10%
педагогов);
® удовлетворенность педагогов лицея
результатами своего труда.
образовательным
процессом
и
6. М еханизм реализации П рограмм ы .
Программа разработана административной командой лицея, которая и
несет ответственность за ее реализацию, конечные результаты, а также
определяет формы и методы управления реализацией программы.
Контроль исполнения программы осуществляет администрация и
методический совет лицея. Мониторинг реализации Программы осуществляется
по окончании каждого этапа; результаты предоставляются педагогам, родителям
(законным представителям), членам Наблюдательного совета лицея и
отражаются на сайте лицея.
В ходе выполнения Программы допускается уточнение поставленных
задач и показателей, совершенствование механизма реализации Программы.
Решение задач Программы обеспечивается путем реализации проектов в
соответствии с утвержденными дорожными картами (планом мероприятий).
Программа реализуется за счет взаимодействия всех заинтересованных
лиц. Исполнителями Программы являются администрация и педагогический
коллектив МАОУ лицея №1 г. Кунгура.
22
Заклю чение
М униципального экспертного методического совета на программу
развития образовательной организации
Программа развития МАОУ лицея №1 города Кунгура на 2022 - 2025 годы
«Школа успеха»,
представленной Муниципальным автономным общеобразовательным
учреждением лицей №1 города Кунгура
(полное наименование образовательной организации)
Критерии оценивания:
Критерий
Актуальность
Прогностичность
Эффективность
Реалистичность
Оценка
«да»
«нет»
+
программа
развития
нацелена
на
решение
ключевых проблем развития
образовательной
организации
+
программа
развития
ориентирована
на
удовлетворение
будущего
социального
заказа
на
образование и управление
образовательной
организацией,
изменений
социальной ситуации
+
учтены
направления
развития
муниципальной
системы образования
+
обеспечено
достижение
максимально
возможных
результатов
при
рациональном
использовании имеющихся
ресурсов
+
программа
развития
разработана
с
учетом
соответствия требуемых и
имеющихся
материальнотехнических
и временных ресурсов
(в том числе возникающих
в
процессе
выполнения
программы
развития)
возможностям
Примечания
Муниципальное образование
«Кунгурский муниципальный округ Пермского края»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №1 ГОРОДА КУНГУРА
ПРИКАЗ
от 14 марта 2022 года № 88
Об утверждении Программы развитии
МАОУ лицеи №1 г.Кунгура на 2022-2024
годы
В соответствии с приказом от 18.09.2021г. №243 «О разработке Программы развития
МАОУ лицея №1 города Кунгура на 2022-2024 годы»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Программу развития МАОУ лицея №1 города Кунгура на 2022-2024
годы.
2. Возложить контроль за выполнением Программы на Вертипрахову Светлану
Анатольевну, заместителя директора (ИР).
Директор
И.И.Буданова
С приказом ознакомлена:
С.А.Вертпрахова